21 июля 2019, воскресенье
СЕЙЧАС В ПЕТЕРБУРГЕ
+15.1 °C
Ветер: западный
Скорость ветра: 1-2 м/с
Давление: 762,0 мм рт.ст.
Влажность: 91%
по данным м/с Санкт-Петербург за 21.07.2019 3 МСК

Петр Львович Медрес

Инженер-капитан

Периоды работы в СЗУГМС:
- с июня 1937 г. по сентябрь 1941 г.
- с января 1946 г. по март 1971 г.

П.Л. Медрес – опытнейший гидропрогнозист, ветеран Гидрометслужбы. С первых месяцев войны, когда СЗУГМС (тогда ЛУГМС) было переведено в УГМС Ленинградского фронта, стал военным специалистом и оставался им до 1946 года. После войны длительное время возглавлял отдел гидропрогнозов Управления.

ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ

Осенью 1941 года наше Управление стало фронтовым. Началось обслуживание Штабов Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов и их армий необходимыми прогнозами, г/м информацией, режимными характеристиками, справками и предупреждениями об опасных явлениях погоды.

В условиях голода, ужасов бомбежек и обстрелов сотрудники Управления с большой ответственностью выполняли эти работы. Без опозданий пешком добирались на работу и выполняли ее с полной отдачей. Бывало, при воздушных тревогах с трудом уговаривали сотрудников уйти в «укрытие» – лестничный коридор.

Со временем становилось все хуже и хуже. Люди стали уходить из жизни дома, на работе; погибали от обстрелов. Но внутренний распорядок дня и дисциплина в Управлении сохранялись, как и во всех военных учреждениях со всеми вспомогательными службами по штатному расписанию.

Обеспечение фронтовых подразделений продолжалось. Служба погоды по ограниченным «исходным» сведениям составляла прогнозы и предупреждения для подразделений МПВО, авиации и артиллерии. Гидрологи готовили картографические характеристики необходимых участков рек и режимные справки. Группа болот давала сведения о болотах. Климатологи готовили месячные и декадные справки, агрометеорологи – информацию о состоянии грунтовых дорог. Делалось еще многое другое, что необходимо было фронтам.

Отделение гидропрогнозов, которым я руководил, выпускало сезонные гидрологические прогнозы и прогнозы толщины льда. Временно оно вначале было усилено сотрудниками ГГИ. Осенью 1941 года нами были подготовлены необходимые данные для проектов свайно-ледовой железной дороги в истоке Невы и автомобильной трассы в Шлиссельбургской губе Ладожского озера. Табличные и расчетные характеристики были переданы Проектному институту. Наш представитель, доктор наук Ф.И. Быдин, участвовал на совещаниях по обсуждению этих проектов, проводившихся под руководством секретаря Обкома КПСС А.А. Жданова.

Вскоре командованию была передана хорошо оправдавшаяся консультация об ожидаемом раннем ледообразовании в Шлиссельбургской губе. Последующие прогнозы сроков действия «Дороги жизни» по ледовым условиям весной и осенью 1942 и 1943 гг.,  заблаговременностью 30-40 дней, оправдались с ошибкой 2-3 дня. Это было большой удачей, игравшей исключительно важное значение.

В первую зиму командование «Дороги жизни», действующие армии были обеспечены декадными гидрологическими бюллетенями с прогнозами о толщине льда. В следующую зиму была создана Объединенная ледовая Служба УГМС Ленфронта и ГМО Краснознаменного Балтийского флота. Руководили ею автор этих строк и М.М. Казанский.

Два раза в неделю выпускалась карта ледовой обстановки на Невской губе, Неве и Шлиссельбургской губе, которая рассылалась 12-ти адресатам. Основой их были сведения от военных постов КБФ, Ленфронта и ледовой автотрассы, поступавшие через ВМО Штаба Ленфронта и некоторых пунктов наблюдений УГМС.

Во вторую зиму в распоряжение Командования «Дороги жизни» были направлены два отряда гидрометеорологов для организации наблюдений, выдачи необходимых консультаций, включая расчетные нагрузки на лед, производство приборных измерений, установку мостков через трещины и многое другое.

В Управлении проводились другие весьма ценные для войсковых подразделений работы. Наиболее важными из них были:

  • совместная с ГМО КБФ разработка и издание таблицы – номограммы допустимых расчетных нагрузок на лед (от солдата до танка) при различных температурных условиях. Таблицы были сразу же широко использованы в войсковых частях и в Управлении ГМС;
  • разработана методика расшифровки карт аэрофотопланов, по которым с большой точностью и быстро устанавливаются типы болота и по которым принимается решение о способе их формирования.

В конце войны в Управлении проводились многие другие фундаментальные работы. Началось восстановление гидрометеорологических станций, более полное обслуживание народнохозяйственных организаций.

В 1943 году большая группа работников Гидрометслужбы СССР, в т. ч. нашего Управления, была награждена орденами и медалями. С этого времени намного улучшились условия жизни сотрудников.

И вот пришел долгожданный День Победы — 9 мая 1945 года. Сколько радости, слез и счастья на лицах всех ленинградцев! Ликовал весь исстрадавшийся советский народ. Как легко и приятно стало всем на душе.

Copyright (c) 2007-2019 ФГБУ
Северо-Западное УГМС.
Все права защищены.
При использовании всех размещенных на сайте материалов ссылка обязательна. Представленная информация предназначена исключительно для личного пользования и не может использоваться в коммерческих целях, для планирования мероприятий, реализация которых связана с риском материальнvх потерь или человеческих жертв. Для получения официальных данных обращайтесь в группу бухгалтерии по работе с заказчиками.