ФГБУ «Северо-Западное управление
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды»

26.09 2025

В 2025 году начало осенних процессов в арктических морях ожидается раньше обычного

Северный морской путь должен стать одной из наиболее перспективных транспортных артерий, связывающий регионы России с мировыми рынками. Благодаря государственным программам и инвестициям активными темпами идет обновление ледокольного флота, развиваются порты, внедряются новейшие технологии. Но успешная и безопасная навигация в трассе СМП во многом будет зависеть от качественного гидрометеорологического сопровождения судоходства. Об этом ведущие эксперты говорили в дискуссии «Пять веков Севморпути: историческое наследие и потенциал национальной транспортной артерии» на площадке 18-й Международной выставки и конференция «НЕВА 2025».

Для обеспечения роста грузопотока и развития новых арктических проектов, предусмотрено строительство универсальных атомных ледоколов – «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград». Ведётся строительство головного атомного ледокола «Россия», который станет самым мощным в мире, с мощностью в два раза превышающей мощность ныне существующих действующих атомных ледоколов.
С каждым годом увеличивается объем грузоперевозок, растет количество выданных разрешений на проход по Северному морскому пути. По словам генерального директора ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергея Зыбко, с начала 2025 года уже выдано 1 088 разрешений. Из них 975 — для судов под российским флагом, 113 – для судов под иностранным флагом. Для сравнения он привел данные прошлого года. За весь 2024 год было выдано 1 312 разрешений, из них 124 – для судов под иностранным флагом. Он особо отметил, что считает важнейшей своей задачей обеспечение безопасности судоходства на акватории Севморпути.
По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, ледовая обстановка в арктических морях остается довольно сложной несмотря на потепление климата. 
По данным ученых ААНИИ, за последние десятилетие полное очищение всей трассы СМП наблюдалось только в одном случае - в 2020-году. Подобные ситуации наблюдаются с конца 90-х годов прошлого века с регулярностью примерно раз в 10 лет. В остальных случаях на отдельных локальных участках трассы сохранялись сложные ледовые условия. И эта тенденция устойчиво сохраняется.
В 2025 году на Северном морском пути отмечается экстремально раннее начало ледообразования, в частности начало осенних процессов в российских арктических морях ожидаются в более ранние сроки и развитие их ожидается более интенсивное, чем в среднем.

Северный морской путь должен стать одной из наиболее перспективных транспортных артерий, связывающий регионы России с мировыми рынками. Благодаря государственным программам и инвестициям активными темпами идет обновление ледокольного флота, развиваются порты, внедряются новейшие технологии. Но успешная и безопасная навигация в трассе СМП во многом будет зависеть от качественного гидрометеорологического сопровождения судоходства. Об этом ведущие эксперты говорили в дискуссии «Пять веков Севморпути: историческое наследие и потенциал национальной транспортной артерии» на площадке 18-й Международной выставки и конференция «НЕВА 2025».

Для обеспечения роста грузопотока и развития новых арктических проектов, предусмотрено строительство универсальных атомных ледоколов – «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград». Ведётся строительство головного атомного ледокола «Россия», который станет самым мощным в мире, с мощностью в два раза превышающей мощность ныне существующих действующих атомных ледоколов.

С каждым годом увеличивается объем грузоперевозок, растет количество выданных разрешений на проход по Северному морскому пути. По словам генерального директора ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергея Зыбко, с начала 2025 года уже выдано 1 088 разрешений. Из них 975 — для судов под российским флагом, 113 – для судов под иностранным флагом. Для сравнения он привел данные прошлого года. За весь 2024 год было выдано 1 312 разрешений, из них 124 – для судов под иностранным флагом. Он особо отметил, что считает важнейшей своей задачей обеспечение безопасности судоходства на акватории Севморпути.

По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, ледовая обстановка в арктических морях остается довольно сложной несмотря на потепление климата. 

По данным ученых ААНИИ, за последние десятилетие полное очищение всей трассы СМП наблюдалось только в одном случае - в 2020-году. Подобные ситуации наблюдаются с конца 90-х годов прошлого века с регулярностью примерно раз в 10 лет. В остальных случаях на отдельных локальных участках трассы сохранялись сложные ледовые условия. И эта тенденция устойчиво сохраняется.

В 2025 году на Северном морском пути отмечается экстремально раннее начало ледообразования, в частности начало осенних процессов в российских арктических морях ожидаются в более ранние сроки и развитие их ожидается более интенсивное, чем в среднем.


Источник: aari.ru

Copyright (c) 2007-2025 ФГБУ Северо-Западное УГМС. Все права защищены. При использовании всех размещенных на сайте материалов ссылка обязательна. Представленная информация предназначена исключительно для личного пользования и не может использоваться в коммерческих целях, для планирования мероприятий, реализация которых связана с риском материальных потерь или человеческих жертв. Для получения официальных данных обращайтесь в отдел маркетинга.

Дизайн сайта - Webcom Art