27 апреля 2024, суббота
СЕЙЧАС В ПЕТЕРБУРГЕ
+6.6 °C
Ветер: юго-западный
Скорость ветра: 1-2 м/с
Давление: 763.0 мм рт.ст.
Влажность: 89%
по данным м/с Санкт-Петербург за 27.04.2024 8 МСК

Ленинградские гидрометеорологи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Беззаветная преданность своей Родине, несгибаемое мужество и самоотверженность защитников Ленинграда вписали одну из самых ярких страниц в историю Великой Отечественной войны.

Активными участниками героической обороны города-фронта были и ленинградские гидрометеорологи, внесшие весомый вклад в победу.

В связи с возникшей острой необходимостью укрепления и коренной перестройки работы органов Гидрометслужбы 15 июля 1941 г. было создано Главное управление Гидрометслужбы при Совете Народных Комиссаров СССР в составе вооруженных сил страны. Метеорологическая служба ВВС и гидрометеорологическая служба ВМФ вошли в состав Главного управления гидрометеорологической службы Красной Армии (в феврале 1942 г. они были выделены в самостоятельные службы этих родов войск).

Ленинградское управление ГМС было реорганизовано в УГМС Ленинградского фронта. Часть специалистов УГМС была призвана на службу в КА для организации новых служб и укрепления метеоподразделений ВВС. Так, начальник Ленинградского бюро погоды Я.Х. Иоселев был назначен начальником метеорологического отделения наземных войск Ленфронта, старший инженер-синоптик Ленинградского бюро погоды А.И. Фрейдзон был призван в КА и направлен в метеобюро ВВС Ленфронта.

К осени 1941 г. на Ленинградском фронте был сформирован следующий состав органов ГУГМС Красной Армии: УГМС, метеослужба ВВС, метеослужба наземных войск, объединенная метеослужба Ленинградской армии и 7-го истребительного авиакорпуса ПВО Ленинграда. В силу сложившихся военных обстоятельств в Ленинграде обосновались Гидрометслужба  Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и метеослужба ВВС КБФ. На военных аэродромах в составе батальонов аэродромного обслуживания функционировали авиаметеорологические станции (АМС).

Все перечисленные метеоподразделения были подчинены командирам своих воинских частей и находились под общим и единым руководством ГУГМС КА. При этом каждое из них самостоятельно решало задачи, поставленные командованием. Исключением было гидрометеорологическое обеспечение Дороги жизни, которое осуществлялось объединенными усилиями всех служб.

Командование придавало огромное значение гидрометеорологической информации, прогнозам погоды при принятии тех ли других решений. Во всех частях и соединениях доклады о гидрометеорологической обстановке командованию осуществлялись ежедневно.

Бывший командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц в своих воспоминаниях писал: «Я в то время начинал свой рабочий день с вопросов синоптики…».

УГМС Ленинградского фронта – базовое учреждение Гидрометслужбы

Из всех имеющихся в Ленинграде метеослужб только в УГМС были сосредоточены служба прогнозов, служба сбора и распространения гидрометеорологической информации, материалы по гидрометеорологическому режиму по закрепленной за УГМС территории (Карелия, Ленинградская, Новгородская и Псковская области), сеть гражданских гидрометеостанций и постов.

В составе УГМС в 1942 г. функционировали: отдел службы погоды и обслуживания авиации. Отдел сети и инспекций гидрометстанций, ряд вспомогательных и обслуживающих отделов и отделений, инспекция гидрометслужбы наземных войск.

В составе отдела службы погоды находилось Ленинградское бюро погоды с радиоаппаратной и отделение по метеообеспечению авиации. В бюро погоды составлялись синоптические карты (за 03, 09, 15 и 21 ч), кольцевые карты (за нечетные часы), периодные (на 5-7 дней), трехдневные, суточные прогнозы погоды, предупреждения об опасных явлениях погоды (в том числе о ленинградских наводнениях) по Ленинграду, Ленинградской области, Финскому заливу и Ладожскому озеру.

Воспоминания синоптика бюро погоды И.П. Пуйкевич

Для разработки боевых операций командованию фронта требовались не только прогнозы погоды, но и исчерпывающие сведения о климате территории и гидрометеорологическом режиме водных объектов прифронтовой полосы.

Подготовка справочников, описаний, а также прогнозирование гидрологического режима водных объектов было возложено на отдел сети и инспекции гидрометстанций, объединивший в своем составе климатологов, метеорологов, агрометеорологов и гидрологов.

Особо следует отметить беззаветную преданность своему делу коллектива Ленинградской городской метеостанции. Работая в тяжелейших условиях, они не пропустили ни одного срока наблюдений за весь блокадный период.

Воспоминания радистки Е.С. Войтенко

Высокий патриотизм проявили коллективы многих других сетевых подразделений. На каждой станции наблюдения проводились до последней возможности.

Сотрудники Управления того периода в своих воспоминаниях отмечают, что все члены коллектива, работая в неимоверно тяжелых условиях, теряя от голода, холода и артобстрелов своих товарищей (в годы блокады погибло 40 человек), отдавали без остатка все свои силы, знания для победы над врагом.

Гидрометеорологическое обеспечение Дороги жизни

При всем многообразии решавшихся органами Гидрометслужбы задач военного времени главнейшей наиболее сложной и ответственной в период блокады Ленинграда была задача гидрометеорологического обеспечения Дороги жизни. Для этой цели были привлечены  УГМС, морская обсерватория КБФ и метеослужба наземных войск Ленфронта.

В УГМС для обследования состояния льда и гидрометеорологического обеспечения трассы были организованы два ледовых отряда и направлены в Осиновец и Кобону. Исследованием прочности и грузоподъемности льда, его физических и механических свойств в Осиновце занималась информационно-изыскательская партия, сформированная из личного состава производственных отделов и местных станций. Состав партии объявлялся приказами по УГМС и обновлялся каждый зимний период.

Перед началом работы ледовой дороги зимой 1941/42 г. органы Гидрометслужбы обеспечили все подведомственные им подразделения, принимавшие участие в производстве наблюдений, а также дорожно-эксплуатационные части, непосредственно обслуживавшие ледовую дорогу, специальными пособиями по производству простейших ледовых наблюдений. Принятые меры позволили наблюдать за состоянием льда на всем протяжении дороги. Достаточно сказать, что лишь за первую зиму было произведено более 3640 измерений толщины льда, 2-3 раза в месяц определялась его грузоподъемность.

Из месяца в месяц возрастали и усложнялись требования, предъявляемые армией и флотом к ледовой службе. В 1943 г. на базе ледовой службы морской обсерватории КБФ и прогностических подразделений УГМС Ленфронта была сформирована единая ледовая служба армии и флота (начальник М.М. Казанский, заместитель начальника П.Л. Медрес). Организация центральной службы потребовала создания ее филиалов при базовых ГМС в Кронштадте, Лавенсаари, Осиновце и Новой Ладоге.

Обширная информация о ледовой обстановке на дороге, поступавшая от гидрометеорологов ледовых отрядов и воинских частей, обслуживавших дорогу, позволяла составлять подробные и точные каты с обзорами ледовой обстановки и прогнозами развития ледовых явлений на 2, 10 дней на дороге.

Представлявшиеся руководству дороги сведения давали возможность своевременно подготавливать нужную технику и материалы для обеспечения бесперебойного функционирования дороги в любых условиях. Летняя военная навигация 1942 г. была очень тяжелой. Она началась 22 мая и закончилась 1 декабря. Штормовые ветры наблюдались около одной трети периода навигации.

Вторая блокадная зима 1942/43 г. была мягче первой, с оттепелями. Ледостав образовывался дважды. Наблюдались разводья, торосы, снежные заносы, значительно ухудшавшие условия функционирования Дороги жизни. Гидрометеорологическое обеспечение в таких неблагоприятных погодных условиях было очень ценным.

Дорога жизни полностью оправдала свое название – она была главной и решающей транспортной магистралью осажденного города. Гидрометеорологи, проявляя мужество, отдали много сил обеспечению перевозок продовольствия, боеприпасов, горючего в город и эвакуации населения. Их труд получил высокую оценку всех, кто был с ним связан.

10 марта 1943 г. начальник Главного управления Гидрометслужбы КА генерал-майор Е.К. Федоров объявил благодарность всему личному составу УГМС Ленфронта за «…хорошую работу по гидрометобеспечению штаба, армейских частей и соединений Ленфронта».

В течение всей войны Управление Гидрометслужбы Ленфронта возглавлял инженер-подполковник Григорий Арефьевич Семенов.

Приказ по Управлению Гидрометслужбы Ленфронта № 52 от 23 февраля 1943 г.

По пятам врага

После разгрома немецких захватчиков под Ленинградом в январе 1944 г. линия фронта стала быстро перемещаться на запад, вслед за ней меняли дислокацию и штабы. В Ленинграде из органов Гидрометслужбы остались только УГМС и метеобюро ПВО. На освобожденной от вражеской оккупации территории восстанавливалась сеть станций и постов.

С 1942 г. до начала 1944 г. было открыто 6 ГМС, а в 1944 г. – 35 ГМС.

Деятельность органов Гидрометслужбы в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны получила высокую оценку. Многие сотрудники были отмечены правительственными наградами. Всем вручены медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Участникам метеообеспечения ПВО и Дороги жизни вручены памятные знаки.



В подготовке статьи использованы архивные материалы
ОГФД ФГБУ «Северо-Западное УГМС»
06-05-2015
Copyright (c) 2007-2024 ФГБУ
Северо-Западное УГМС.
Все права защищены.
При использовании всех размещенных на сайте материалов ссылка обязательна. Размещенная на сайте информация не является документированной в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и не может использоваться в коммерческих целях, для планирования мероприятий, реализация которых связана с риском материальных потерь или человеческих жертв.
Для получения документированных данных обращайтесь в группу по работе с заказчиками.