19 марта 2024, вторник
СЕЙЧАС В ПЕТЕРБУРГЕ
+5.2 °C
Ветер: северо-восточный
Скорость ветра: 1-4 м/с
Давление: 768,8 мм рт.ст.
Влажность: 52%
по данным м/с Санкт-Петербург за 19.03.2024 14 МСК

Морская гидрометеорологическая станция II разряда Лисий Нос

Морская гидрометеорологическая станция II разряда Лисий Нос, расположенная на берегу Финского залива, отмечает в 2010 году 90-летний юбилей.

Гидрометеостанция была основана Управлением морского транспорта РСФСР 1 июля  1920 года. Здание станции расположено на территории мыса поселка Лисий Нос.

Первое упоминание о поселке Лисий Нос относится к XV - началу XVI века, когда приневские земли вошли в состав московской Руси. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года в Воздвиженско-Корбосельском погосте Ореховского уезда записано село Лисичье в Корине Носу. Это название было дано селу по месту его расположения вблизи длинной песчаной косы (носа), далеко вдающегося в залив. Местное название косы было Корин или Карин. Топоним «Корин (Карин)» выводится от финского слова kari – подводный камень, риф (слово «нос» на северной Руси означало «мыс»). На шведских картах XVII века эта местность значится под названием   Karrranena – по-фински «нена» также переводится  как «нос». Позднее иноязычное Корин было утрачено и образовалось знакомое нам Лисий Нос.

Станция располагается в двухэтажном деревянное здании, высокий фундамент которого сложен из больших гранитных блоков. В годы Великой отечественной войны на первом этаже здания размещалась рабочая комната – наблюдательская, со стационарным ртутным барометром, и комнаты общежития для персонала станции. На втором этаже находился пост Службы наблюдения и связи военно-морского ведомства и помещение персонала Морской службы по обслуживанию двух пирсов.

Метеоплощадка с необходимым оборудованием размещена на высокой насыпной площадке (защита от наводнения). Подход к ней из здания станции по наружной довольно высокой деревянной эстакаде сохранен до сих пор, но высокий фундамент сейчас засыпан землей из-за того, что вокруг, в период строительства дамбы, как и по всему побережью поселка и мыса, образовалось болото.

  

Фото 1 - Слева: здание МГ-2 Лисий Нос; справа: вид с эстакады на метеоплощадку.

Во время блокады рядом с метеостанцией, через мыс Лисий Нос, проходила «Малая Дорога жизни», связывавшая Ленинград с Кронштадтом и Ораниенбаумским плацдармом. О том в каких сложнейших условиях действовала гидрометеостанция  во время войны вспоминает жительница Лисьего Носа Рощина Валентина Николаевна, работавшая на ней наблюдателем с июля 1942 года по сентябрь 1945 года.

  

Фото 2 - Справа: Рощина Валентина Николаевна на метеоплощадке ГМС Лисий Нос в период ВОВ; слева: Рощина Валентина Николаевна будучи в почтенном возрасте не раз посещала прежнее место работы.

«Из-за высокого фундамента и светло-серой окраски двухэтажное здание гидрометеостанции выглядело высоким и очень заметным с южного берега залива, занятого врагом, поэтому для немцев оно явно было пристрелочным ориентиром, и по нему, в отличие от пирса, никогда не стреляли. В здании находиться было безопасно.

Не доходя метров 300-350 до здания гидрометеостанции проходил участок «Малой Дороги жизни», отдаленный от береговой линия залива полосой густого леса высоких вековых елей и сосен. Высокие деревья довольно хорошо скрывали от самолетов-разведчиков противника товарные железнодорожные составы и площадки для их разгрузки. На расстоянии примерно 250 метров от здания гидрометеостанции, напротив замаскированного зенитного полка, находился деревянный пирс, уходивший вглубь Финского залива на 700-800 метров. В конце пирса размещался наш пост гидрологических наблюдений, а в начале пирса в 1941 году под большим дубом установили сторожевую будку, рассчитанную на одного дежурного и зачем-то раскрашенную снаружи черными полосами. В 1942 году немцы, обстреливая пирс, полностью разрушили будку и «срезали» снарядами всю крону дуба по веточкам. Больше это сооружение не ставили.

Вообще, деревянный пирс часто «осматривали» немецкие самолеты-разведчики и обстреливали не только катера и их пассажиров, но и нас, наблюдателей, когда мы, «одиночки», ходили в конец его для замера показателей по воде. Не жалко было снарядов даже на одиночек-наблюдателей. Но, очевидно, Бог нас спасал...

В обязанности наблюдателя гидрометеостанции входило суточное дежурство с четырехразовыми наблюдениями метео- и гидрологических показателей в строго определенное время по приборам и визуально. Закодированные сведения по нашей станции (ее номер был 141) ежечасно передавались по телефонной связи на метеостанцию в Кронштадт (далее через них в Ленинград) и по разовым запросам на метеостанцию военного аэродрома в поселок Лисий Нос – на углу Сосновой улицы и Ленинградского шоссе. Кроме того, в экстренных случаях у нас запрашивали по телефону разовые сведения о видимости, силе ветра, облачности и др. с аэродромных метеостанций Шувалово и Гражданки. Они не имели обзора на Финский залив и его южный берег, а эти сведения были необходимы для летчиков. В зимнее время, для определения возможности переправы по льду автотранспорта и др. проводились «ледовые разведки» с замерами толщины льда в определенных точках залива, зачастую под обстрелами».

Несмотря на драму войны, Валентина Николаевна Рощина не могла не признать, что даже тогда природа здесь, на мысу Лисий нос, казалась райской: «По берегу и на валах (некогда пороховых складах) весной буйно цвела черемуха и пели соловьи. Их слышно было даже в поселке. Вдоль железной дороги, особенно недалеко от метеостанции, были вековые, очень высокие ели и сосны, а вдоль побережья росли дубы».

Фото 3 - На территории Лисьего Носа летом.

За прошедшие шестьдесят пять лет после войны многое  изменилось, к сожалению, не в лучшую сторону. После начала строительства дамбы вся территория мыса оказалась заболоченной, и вокруг метеостанции вместо кустов и деревьев теперь болото и грязь, заросли камыша. Даже вода в колодце у метеоплощадки непригодна для питья, и ее сотрудникам приходится возить ее из поселка.

Фото 4 - Камышовые заросли.

Но, тем не менее, даже в таком виде уединенные окрестности гидрометеостанции остаются уникальным, загадочным и таинственным уголком.

Фото 5 - Вид на Финский залив с территории метеостанции.

На сегодняшний день коллектив станции состоит всего из двух сотрудников – это начальник Подгрушняя Валентина Николаевна, которая трудится здесь с 1974 года после окончания Херсонского гидрометтехникума по специальности «метеорология», и техник-метеоролог Тен Ольга Львовна, окончившая в 2001 году географический факультет СПбГУ по специальности «океанология». Частый гость метеостанции – живущий неподалеку, в поселке Поляны, известный петербургский краевед, океанолог, исследователь наводнений Померанец Ким Сергеевич – почтительно именует Валентину Николаевну «хозяйкой погоды».

Фото 6 - «Хозяйка погоды» Подгрушняя В.Н.

В разные годы на станции трудились: Милица Александровна Бабанина, Григорьева Надежда Ивановна, Крылова Раиса Ивановна, Щетинина Мария Тимофеевна, Малиновская Елизавета Тимофеевна, Елкина Матрена, Колупаев Иван Петрович, Гаврилов Юрий Николаевич, Дмитриев Анатолий Александрович, Загребнев Виталий, Дюбарева Ольга Степановна, Орищенко Людмила, Крутень Любовь Васильевна, Григорьева Галина Александровна, Крапивина Инна Григорьевна.

Из истории...

  




2010

Фото 1 - Слева: здание МГ-2 Лисий Нос, справа: вид с эстакады метеоплощадку.

Copyright (c) 2007-2024 ФГБУ
Северо-Западное УГМС.
Все права защищены.
При использовании всех размещенных на сайте материалов ссылка обязательна. Размещенная на сайте информация не является документированной в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и не может использоваться в коммерческих целях, для планирования мероприятий, реализация которых связана с риском материальных потерь или человеческих жертв.
Для получения документированных данных обращайтесь в группу по работе с заказчиками.