19 марта 2024, вторник
СЕЙЧАС В ПЕТЕРБУРГЕ
-0.6 °C
Ветер: штиль
Скорость ветра: 0-2 м/с
Давление: 769,1 мм рт.ст.
Влажность: 75%
по данным м/с Санкт-Петербург за 19.03.2024 8 МСК

Доклад Руководителя Росгидромета Фролова А.В. «Состояние и тенденции изменения качества вод в Российской Федерации»

Суммарные водные ресурсы России достаточно велики. Россия занимает второе место в мире после Бразилии по абсолютной величине водных ресурсов. Несмотря на это, ряд регионов России в настоящее время имеют серьёзные локальные проблемы с водообеспечением экономики и населения. Эти проблемы обусловлены крайне неравномерным распределением водных ресурсов по территории страны, которые не согласуются с потребностями в них, большой внутригодовой и межгодовой изменчивостью речного стока,  особенно в южных районах, и высокой степенью загрязнения водных объектов.

Согласно коллективной монографии «Водные ресурсы России и их использование» в настоящее время суммарный водозабор составляет 76,5 км3, а объем использованной воды 59,5 км3. При этом на промышленное производство используется 60%, на нужды коммунального хозяйства – 20%, для орошения – 12% и сельскохозяйственного водоснабжения – 2%. Начиная с середины 2000-х годов объёмы использования воды стабилизировались по сравнению с предыдущим периодом, который характеризовался экономическим спадом – резким сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства, уменьшением орошаемых земель и соответственным снижением водопотребления.

Очень хорошо обеспечены водными ресурсами  Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, несколько менее – Уральский и Северо-Западный. Ограниченные водные ресурсы имеют наиболее густо населённые территории – Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа.

Повышение приземной температуры воздуха на территории России за последние 30 лет привело к возрастанию количества осадков и повышению водности рек Сибири, особенно Енисея и Лены. На реках Дальнего Востока речной сток за последние три десятилетия был в среднем около нормы с положительным трендом на Колыме и отрицательным – на Амуре. Наиболее отчётливо прослеживается рост зимнего стока для ЕТР южнее 60-й параллели. В этом регионе водность рек в холодный сезон года в последние три десятилетия была на 50-100% выше, чем за предшествующий многолетний период времени. Здесь для большинства рек выявлены положительные тренды зимнего стока, которые являются значимыми при доверительной вероятности 95%. За весь период инструментальных наблюдений такого увеличения стока зимних месяцев, которое наблюдалось в последние десятилетия, не происходило.

На реках Южного Урала и юга Западной Сибири, которые имеют ограниченные водные ресурсы и напряжённую водохозяйственную нагрузку, произошло снижение годового стока – как за счёт климатических факторов, так и водохозяйственной деятельности.

Общее увеличение водных ресурсов России за 1976-2011 гг. составило в среднем около 211 км3/год или 5,0%. Соответственно улучшилось удельное водообеспечение регионов. Вместе с тем, локальные дефициты воды сохраняются в Центральном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах. Самая низкая водообеспеченность наблюдается в Москве и Московской области, в Калмыкии, Ростовской области, Ставропольском крае, Оренбургской области, Курганской и Челябинской  областях.

Государственный мониторинг водных объектов необходим для объективной оценки водных ресурсов, анализа процессов, влияющих на их состояние и загрязнение. Данные государственного мониторинга являются основой для разработки мер по устранению  негативных воздействий и позволяют оценить эффективность проводимых мероприятий по охране водных объектов. Результаты мониторинга ежегодно публикуются в Государственном докладе о состоянии окружающей среды Российской Федерации  и в ежегоднике «Качество поверхностных вод Российской Федерации».

Наиболее значительной антропогенной нагрузке подвергаются водные объекты в экономически развитых районах из-за организованного сброса сточных вод и рассеянного сброса (путем смыва загрязняющих веществ поверхностным стоком с промышленно-урбанизированных площадей и территорий с преобразованными ландшафтами). Несмотря на наметившуюся в последние годы положительную тенденцию уменьшения антропогенной нагрузки на водные объекты, адекватного улучшения качества поверхностных вод не происходит.

Наиболее загрязнены водные объекты на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Ямало-Ненецкого АО, где не только высок процент пунктов, характеризуемых качеством воды 4-го класса, как «грязные» и «очень грязные», но есть отдельные водные объекты, оцениваемые как «экстремально грязные». В Южном Федеральном округе на территории Астраханской и Ростовской областей большинство водных объектов оцениваются как «грязные» и «очень грязные». Исключение составляют водные объекты Краснодарского края и Республики Адыгея, которые менее загрязнены  и от 16%до 33% их относится  к классу «условно чистых» и «слабо загрязненных».

Высокий уровень загрязненности поверхностных вод Центрального Федерального округа. В Тульской, Рязанской, Московской, Владимирской областях от 57%до 86% вода наблюдаемых водных объектов характеризуется как «грязная» и «очень грязная». Продолжает увеличиваться число водных объектов, вода которых характеризуется как «грязная» в Приволжском федеральном округе (Нижегородская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Республики Башкортостан, Мордовия).

На современном этапе воды только отдельных участков рек крупных речных бассейнов характеризуются как «условно чистые» и «слабо загрязненные» и составляют в бассейнах: Северной Двины и Волги – 2,7%; Дона – 4%; Оби – 4,3%; Амура – 5%; Лены – 15,3%; Невы – 17,4%; Енисея – 20,7 %; Кубани – 23 % воды, рек полуострова Камчатка – 10%.

Особую тревогу вызывает экологическое состояние малых рек, которые в наибольшей степени уязвимы от промышленного загрязнения. Например экологическое состояние малых рек Кольского полуострова крайне неудовлетворительно, вода большинства рек характеризуется как «грязная» и «очень грязная», отдельных – как «экстремально грязная». Критический уровень загрязнённости воды этих рек обусловлен высокими концентрациями соединений меди, никеля, марганца, молибдена, дитиофосфата крезилового, сульфатных ионов, легко- и трудноокисляемых органических веществ, аммонийного и нитритного азота.

Рассмотрим более подробно качество водных ресурсов Северо-Западного федерального округа, который отличается меньшим числом водных объектов, характеризуемых как «грязные» и «экстремально грязные». Большинство водных объектов Северо-Западного ФО относится к классу «загрязнённых». Несмотря на то, что в реку Нева поступают значительные объёмы промышленных сточных вод г. Санкт-Петербург и его пригородов, расположенных в устьевых участках загрязнённых притоков, вода реки на современном этапе характеризуется средним уровнем, как «загрязнённая».

ФГБУ «Северо-Западное УГМС» проводит регулярные наблюдения на 11 трансграничных реках: Вуокса, Нарва, Селезневка, Лендерка, Пиуза, Неман, Матросовка, Шешупе, Мамоновка, Лава, Анграпа, а также на Псковско-Чудском озере. Наблюдения осуществляются по 48 ингредиентам и гидрологическим показателям на 8 реках ежемесячно, на 3-х – в основные гидрологические фазы.

Самыми «грязными» являются воды рек Селезневка Ленинградской области и Мамоновка Калининградской области. В реку Селезневка, которая берет начало в Финляндии, осуществляются сбросы очистных сооружений г. Лаппеенранта. В реку Мамоновка сбрасываются коммунальные стоки г. Мамоново.

Воды рек Вуокса, Нарва в среднем течении и озера Чудское относятся к «слабо загрязненным».

Регулярные наблюдения за качеством морских вод в восточной части Финского залива проводятся на 15-ти станциях. Защита и улучшение состояния морской среды Балтийского моря являются задачами Хельсинской конвенции (ХЕЛКОМ). В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020» усилены работы по мониторингу Ладожского озера, восточной части Финского залива, а также Куршского и Вислинского заливов юго-восточной части Балтийского моря.

Всего в 2012 г. по гидрохимическим наблюдениям было отобрано: в восточной части Финского залива 206 проб, в Выборгском заливе – 36 проб и в Выборгском порту – 6. Проведено 4548 определений по гидрохимическим показателям. В Ладожском озере была отобрана 231 проба, проведено 10935 определений по гидрохимическим показателям.

Предварительный анализ полученных данных показал, что концентрации ионов марганца, цинка и кадмия во всех пробах, отобранных в Финском заливе, были значительно ниже ПДК. В водах  восточной части Финского залива в 2012 г. средние значения минерального фосфора были ниже, чем в 2011 г.

Однако, концентрация ионов меди значительно превышала ПДК в период 2008-2012 гг.  во всех изучаемых районах восточной части Финского залива. Концентрации ионов свинца в некоторых районах Финского залива (Лужская и Копорская губы) в период 2010-2011 гг. также превышала  ПДК.

По результатам наблюдений, в восточной части Финского залива в 2012 г. число случаев концентраций меди, превышающей ПДК, снизилось на 30%, концентрации железа общего и свинца не изменились. Концентрации марганца, цинка и кадмия были значительно ниже ПДК, не было зафиксировано ни одного превышения. Уменьшилась биогенная нагрузка: средние значения азота нитратного и нитритного, а также минерального фосфора были ниже, чем в прошлом году. Азот аммонийный снизился в 4-х  из 5-ти рассматриваемых районов (исключением стал глубоководный район).

Улучшение экологического состояния обусловлено комплексом мер, предпринятыми субъектами Российской Федерации. В частности, приняты и действуют законы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, сформированные на основе федеральных законов с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий субъектов РФ. Разработка целевых экологических программ, применение современных технологий по очистке сточных вод предприятий, совершенствование технологий является важнейшей мерой по снижению техногенной и антропогенной нагрузки на акватории восточной части Финского залива.

Основным источником информации о состоянии и загрязнении водных ресурсов служит государственная гидрологическая наблюдательная сеть, включающая в себя по состоянию на 1 января 2013 г. 3182 гидрологических поста, из них 2833 речных и 349 озёрных гидрологических поста. 1918 (60%) постов являются информационными, речной сток измеряется на 2171 посту.

Списочный состав сети наблюдений Росгидромета по гидрохимическим показателям включает 1816 пунктов наблюдений разной категории, расположенных на 1184 водных объектах и содержит 3223 точки отбора проб воды.

В рамках займа, предоставленного Росгидромету Международным банком реконструкции и развития (МБРР) под гарантии Правительства Российской Федерации, в 2009-2012 гг. проведена модернизация метеорологической и аэрологической наблюдательных сетей Росгидромета, а также оснащение оперативно-прогностических подразделений современным аппаратным и программным обеспечением. В рамках займа МБРР также реализовано три пилотных проекта по автоматизации гидрологических наблюдений, что позволило увеличить заблаговременность и точность прогнозов о наводнениях и дождевых паводках в бассейнах р. Кубань, р. Ока и р. Уссури. Установленные в этих густонаселённых и паводкоопасных районах края автоматизированные гидрологические комплексы работают в непрерывном, круглосуточном режиме, передавая информацию на центральный сервер с дискретностью один час, а в чрезвычайном режиме – через 15 минут.

План обновления и развития государственной системы мониторинга поверхностных водных объектов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020». До 2020 г. предусматривается:  

-   увеличение количества пунктов наблюдений на территории России на 900 единиц;
-   переоснащение современным оборудованием и средствами измерений, обеспечивающими проведение наблюдений и передачу данных в прогностические центры в режиме реального времени более 85% действующих пунктов гидрологических наблюдений;
-  переоснащение всех лабораторий и региональных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- развитие и совершенствование методов, моделей и технологий гидрологических прогнозов (долгосрочного прогнозирования притока воды в водохранилища, методов вероятностных прогнозов и др.).

В рамках реализации указанной Программы в 2012 г. выполнены ремонтно-восстановительные работы на 118 гидрологических постах, открыты 2 новых поста, закуплено около 6 тыс. 600 единиц приборов и оборудования, в том числе средств связи, для оснащения гидрологических постов, 196 единиц транспортных и плавсредств для проведения гидрологических наблюдений, 167 единиц современного аналитического и вспомогательного оборудования для гидрохимических лабораторий, выполнена поверка приборов. Реализация ФЦП позволит перевести гидрологическую сеть на новую технологическую основу, отвечающей вызовам как сегодняшнего, так и завтрашнего дня.



Северо-Западное УГМС 01-03-2013

Copyright (c) 2007-2024 ФГБУ
Северо-Западное УГМС.
Все права защищены.
При использовании всех размещенных на сайте материалов ссылка обязательна. Размещенная на сайте информация не является документированной в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и не может использоваться в коммерческих целях, для планирования мероприятий, реализация которых связана с риском материальных потерь или человеческих жертв.
Для получения документированных данных обращайтесь в группу по работе с заказчиками.